ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2023-2024 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. Задачи: Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Изучение природы родного края. Развитие познавательного интереса учащихся к природе Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Взаимосвязь с программой воспитания Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: – в выделении в цели программы ценностных приоритетов; – в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; – в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» предназначен для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В соответствии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год общий объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа (34 учебные недели) по 1часу в неделю. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. Предметные результаты Обучающийся научится: находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны — соседи России и их столицы; определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; приводить примеры растений и животных из Красной книги России; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку; выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; понимать, как ведётся хозяйство семьи; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? Энергия. Что происходит при превращении энергии. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (4 ч) Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (4 ч) Цепи питания. Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. Лесные заморочки. Игра «Детектив» Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч) Растения и их роль на Земле. Экскурсия. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие. Час эрудитов «Птичьи имена». Проект «Сохраним красоту природы» ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (3 ч) Человек и его корни. Родословное древо семьи. Моя Родина – Россия! Путешествие в прошлое. История моей Родины. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Слово о полку Игореве. Московское государство. Московский Кремль. Екатерина Великая Михаил Васильевич Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Император Александр II Времена Советской власти и СССР. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны» СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Разделы Общее кол-во часов 3 4 4 5 3 13 Вещество и энергия Оболочка планеты, охваченная жизнью Экологическая система Живые участники круговорота веществ Твои родные и твоя родина Времена древней Руси, московского государства, российской империи, советской России и СССР Современная Россия ИТОГО: 2 34 Календарно-тематический план по внеурочной деятельности я познаю мир на 2023-2024 учебный год Класс 3 Кол-во часов на год 34 ч. Учитель: Чубукова Вера Ивановна № п/п 1. Тема урока 1.1 Почему пластилин мягкий, а стекло – Кол-во уроков в неделю 1 ч. Колво час. Вещество и энергия 3 ч 1 Круглый стол Дата план 07.09 Дата факт Примечание 2. 1.2 3. 1.3 4. 2.1 5. 2.2 6. 2.3 7. 2.4 8. 3.1 9. 3.2 10. 3.3 11. 3.4 12. 4.1 13. 4.2 14. 4.3 15. 4.4 16. 4.5 17. 5.1 18. 5.2 19. 5.3 20. 6.1 21. 6.2 твёрдое? Энергия. Что происходит 1 Познавательная 14.09 беседа при превращении энергии. Интеллектуальная игра 1 Интеллектуальная 21.09 игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью 4 ч Живая оболочка планеты. 1 Познавательная 28.09 беседа О тех, кто всех кормит, 1 Познавательная 05.10 беседа всех поедает, всё убирает. Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» 1 Круглый стол Интеллектуальная игра Экологическая система 4 ч Цепи питания 1 Познавательная беседа Различные экосистемы и 1 Экскурсия. их обитатели. Лесные заморочки. Игра 1 Интеллектуальная игра «Детектив» 1 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 Игра – турнир по 1 Интеллектуальная 23.11 игра экологии «Что, где, когда?» Живые участники круговорота веществ 5 ч Растения и их роль на 1 Экскурсия. 30.11 Земле. О братьях наших 1 Викторина 07.12 меньших. Рыбы и их многообразие. 1 Познавательная 14.12 беседа Час эрудитов «Птичьи 1 Интеллектуальная 21.12 игра имена» Проект «Сохраним 1 Проектная работа 28.12 красоту природы» Твои родные и твоя родина 3 ч Человек и его корни. 1 Проектная работа 11.01 Родословное древо семьи Моя Родина – Россия! 1 Интеллектуальная 18.01 игра Путешествие в прошлое. 1 Экскурсия. 25.01 История моей Родины. Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР 13 ч Откуда пошла земля 1 Познавательная 01.02 беседа Русская! Ледовое побоище. 1 Познавательная 08.02 22. 6.3 Слово о полку Игореве. 1 23. 6.4 Московское государство. 1 24. 6.5 Московский Кремль. 1 25. 6.6 Смутное время в России. 1 26. 6.7 Преобразования Петра I 1 27. 6.8 Екатерина Великая 1 28. 6.9 Михаил Васильевич Ломоносов 6.10 Отечественная война 1812 года. 6.11 Император Александр II 1 29. 30. 31. 32. 33. 34. беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа 15.02 22.02 29.02 07.03 14.03 21.03 04.04 1 Познавательная беседа 11.04 1 Познавательная беседа Экскурсия. 18.04 6.12 Времена Советской 1 власти и СССР. 6.13 Выставка рисунков «Мой 1 Выставка рисунков предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны» Современная Россия 2 ч 7.1 Российская Федерация 1 Познавательная беседа 7.2 Проект «Сохраним 1 Проектная работа историю родного края» 25.04 02.05 16.05 23.05 С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.