Программа уроки общения 9 класс 2024-2025 уч.год

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для 9 классов является
модифицированной программой, которая составлена на основе авторской программы
«Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М.
Прихожан, Н.Н. Толстых.
Программа курса психологии отвечает как интересу обучающихся к собственному
«Я», так и ориентации системы образования на личностно-ориентированный и системнодеятельностныйподходы в образовании. Программа помогает подростку выстраивать
ценностную картину мира и находить свое место в нём, познавать свой внутренний мир,
гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, стать более творческим,
ответственным за себя, свои действия. В качестве исходного положения, определяющего
педагогический подход, использовался тезис: необходимо рассматривать развитие
ребенка в аспекте изучения им предмета «Психология» не только как результат, но и как
процесс самосознания, самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. При
этом акцент делается на развитие чувства собственного достоинства человека как
субъекта. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и
отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения
теперь и в будущем.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип
воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности,
систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных
возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют
исключительное значение.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях
представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ
на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом
государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в
работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное
самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и
самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей
окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и
отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым
компонентам личности гражданина демократического общества.

Программа имеет общее интеллектуальное направление, а также позволяет
развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но и
формировать систему знаний о себе, о законах взаимодействия людей, узнавать свои
собственные возможности и расширять их, т.е. овладевать психологической культурой.

В 9 классе ключевым понятием курса является понятие «личность». Знакомство с
понятием «Личность» требует весьма высокого уровня психологической подготовки,
поэтому отнесено авторами программы на достаточно поздний этап обучения, когда
обучающиеся уже успели получить основные знания в области общей и социальной
психологии.
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для 9 классов составлена
в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (редакция от 23.07.2013)
2.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)
4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
5. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022г. № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №69675)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.11.2022 N 70799), с изменениями и дополнениями от: 21 июля 2023г., 21 февраля,
21 мая 2024 года.
8.Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ СОШ
№3.
Общие цели курса внеурочной деятельности:
Цель преподавания психологии школе - это овладение каждым школьником
элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и

обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие
готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач,
обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
6.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
1.Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
2.Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
4.Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения.
5.Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6.Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
7.Пользоваться смысловым чтением.
8.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
9.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
10.Формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Формы проведения занятий
- лекции, беседы;
- экскурсии в библиотеку;
- игры-конкурсы; КВН;
- театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок, сказок;
- самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности
- игровая;
- познавательная;

- проблемно-ценностное общение;
- художественное и театральное творчество;
- психологические тренинги.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок,
стихотворений, инсценировка ситуаций, иллюстрирование материала.
Содержание программы «Психология. Психология деятельности. 9 классов» (9 класс
34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Что побуждает человека к деятельности (4 часа).
Что такое потребность. Виды потребностей. Мотивы. Цель и смысл деятельности.

Раздел 2. Отношение человека к себе как к деятелю (6 часов).
Успех и неуспех в деятельности. Что такое оценка. Притязание на успех и уровень
достижений в деятельности. Самооценка и притязание на успех. Как изменяется уровень
притязаний. Притязания и достижения в деятельности.

Раздел 3. Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки, привычки (8
часов).
Движение и действие. Движение и его свойства. Многообразие движений человека. Как
управляется движение. Время двигательной реакции. Связь моторики с другими
психическими процессами. Развитие движений, действие. Что такое действие, знания,
умения, навыки.

Раздел 4. Психологические особенности основных видов деятельности (5 часов).
Виды деятельности человека. Игра. Для чего нужна игра. История игрушки. Игра и
развитие ребенка. Мотивация игровой деятельности. Игры взрослых. Учебная
деятельность. Развитие учебной деятельности. Мотивы учения. Познавательные мотивы
учения. Социальные мотивы учения. Трудовая деятельность.

Раздел 5. Профессиональная деятельность (11 часов).
Профессия, специальность, занятие. Психологические особенности профессий. Понятие о
типах профессий. Психологические особенности профессий «человек – человек».
Психологические особенности профессий «человек – живая природа». Психологические

особенности профессий «человек- техника», «человек – знаковая система».
Психологические особенности профессий «человек – художественный образ».
Психологические особенности труда в экстремальных условиях. Профессиональная
деятельность и общение.
Воспитательный компонент уроков:
Содействие процессу социального становления личности в таких сферах как общение,
самопознание и познание своего «Я», создание оптимальных условий для личностного
развития и профессионального самоопределения. Программы данного направления
ориентированы на развитие адаптационных возможностей человека, обеспечение
личности средствами самопознания, повышение представлений ребенка о собственной
значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства,
формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Также социальнопедагогическая деятельность направлена на развитие коммуникативной культуры и
навыков взаимодействия посредством вовлечения в активную развивающую социальную
среду.
Тематическое планирование 9 класса (34 часа, 1ч. в неделю)
№
п/п

Ном
ер
разд
ела
и
тем
ы

Тема урока

Кол-во

Дата

Дата

Методы и

часов

(план)

(факт)

формы

Примечан
ия

организации
обучения.
Характерист
ика
деятельности
обучающихся

1

1.1

2

1.2

3

1.3

4

1.4

5

2.1

Раздел 1. Что побуждает человека к деятельности. (4 часа)
Что такое
1
02.09.24
Урок-лекция,
потребность.
групповая форма,
дискуссия
Виды
1
09.09.24
Урок-игра, парная
потребностей.
форма,
учебная
игра
Мотивы.
1
16.09.24
Беседа,
дискуссия,
фронтальная
форма,
обсуждение
ситуаций
Цель и смысл
1
23.09.24
Урокбеседа,
деятельности.
разыгрывание
ситуаций
Раздел 2. Отношение человека к себе, как к деятелю. ( 6 часов)
Успех и неуспех в
1
30.09.24
Групповая,

деятельности.

6

2.2

Что такое оценка.

1

07.10.24

7

2.3

1

14.10.24

8

2.4

Притязание на
успех и уровень
достижений в
деятельности.
Самооценка и
притязание на
успех.

1

21.10.24

9

2.5

10

2.6

11

3.1

12

3.2

13

3.3

14

3.4

15

3.5

16

3.6

Связь моторики с
другими
психическими
процессами.

1

13.01.25

фронтальная
форма,
учебная
игра
Урок-лекция,
групповая форма,
дискуссия
Урок-беседа,
групповая форма,
игра

Индивидуальная
форма, решение
проблемных
задач, дисскусия
Как изменяется
1
11.11.24
Проектная
уровень
деятельность,
притязаний.
групповая форма,
мини-проект
Притязание и
1
18.11.24
Индивидуальная
достижения в
форма,
минидеятельности.
проект
Раздел 3. Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки,
привычки (8 часов)
Движение и
1
25.11.24
Урок-практикум,
действие.
групповая форма,
дискуссия
Движение и его
1
02.12.24
Урок-лекция,
свойства.
групповая форма,
дискуссия
Многообразие
1
09.12.24
Фронтальная
движений
форма урока с
человека.
использованием
наглядного
метода
и
разьяснительноиллюстративного
изложения
Как управляется
1
16.12.24
Урок-лекция,
движение.
групповая форма,
дискуссия
Время
1
23.12.24
Урок-рассказ с
двигательной
использованием
реакции.
наглядного
метода
Урок-лекция с
использованием
наглядного
метода

17

3.7

18

3.8

19

4.1

20

4.2

21

4.3

22

4.4

23

4.5

24

5.1

25

5.2

26

5.3

27

5.4

28

5.5

Развитие
движений,
действие.

1

Фронтальная
форма урока с
использованием
наглядного
метода
и
разьяснительноиллюстративного
изложения
Что такое
1
27.01.25
Урок-лекция,
действие, знания,
групповая форма,
умения, навыки.
дискуссия
Раздел 4. Психические особенности основных видов деятельности (5
часов)
Виды
1
03.02.25
Урок-рассказ с
деятельности
использованием
человека.
наглядного
метода
Игра. Для чего
нужна игра.

1

20.01.25

Урок-беседа,
групповая форма,
игра
История игрушки.
1
17.02.25
Театральные
постановки,
групповая форма
Игра и развитие
1
24.02.25
Разыгрывание
ребенка.
ситуаций;
групповая форма
Мотивация
1
03.03.25
Урок-лекция,
игровой
групповая форма,
деятельности.
дискуссия
Раздел 5.Профессиональная деятельность.(11 часов)
Профессия,
1
10.03.25
Учебная игра
специальность,
занятие.
Психологические
1
17.03.25
Практическое
особенности
занятия с
профессий.
элементами игр
Понятие о типах
1
31.03.25
Практическое
профессий.
занятия с
элементами игр
Психологические
1
07.04.25
Самостоятельная
особенности
творческая
профессий
работа,
«человекучебная игра
человек»
Психологические
1
Урок-беседа,
особенности
14.04.25
групповая форма,
профессий
игра
«человек- живая
природа».
10.02.25

29

30

5.6

5.7

31

5.8

32

5.9

33

5.10

34

5.11

Психологические
особенности
профессий
«человек –
техника»,
«человек –
знаковая
система».
Психологические
особенности
профессий
«человекхудожественный
образ».
Психологические
особенности
труда в
экстремальных
условиях.
Профессиональна
я деятельность и
общение.

21.04.25

Индивидуальная
форма,
минипроект

28.04.25

Индивидуальная
форма,
минипроект

05.05.25

Урок-лекция,
групповая форма,
дискуссия
Индивидуальная
форма,
минипроект
Урок-беседа,
выполнение
творческих работ
Урок-зачет,
индивидуальная
форма, решение
проблемных задач

1

1

2

12.05.25

19.05.25
2
26.05.25

С учетом праздничных и выходных дней – 34 часа.

Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов / Г.М.Андреева. М., 2001.
2. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию /
Э.Аронсон. – М., 1998.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих
взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой
судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 2004г.

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.
6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. /
Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 2003 г.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /
А.Б.Добрович. - М., 1887.
8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов.Екатеринбург,1997 г.
9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /
Я.Л.Коломинский. – Минск, 2006.
10. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. – М., 1980.
11. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль,
Е.Л.Михайлова. - М., 1993.
12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына,
Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.
13. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В.
Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
14. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков
психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г.
15. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков
психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
16. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников /
П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
17. Руководство практического психолога: Психологические программы развития
личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред.
И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2005 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».